…кое-Лутовиново. Бежин луг. Фотография (имитация старины).


наверх

Урок 21. Писатели о своем времени. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк»

Задачи урока: Сформировать установку на восприятие произведений раздела «Художник » голос своей эпохи», показать их отличие от произведений на историческую тему. Познакомить учащихся с событиями жизни И. С. Тургенева, связанными с созданием «Записок охотника», подготовить учащихся к восприятию рассказа «Бирюк».

Его основное содержание: Материал учебника: Статьи «Писатели о своем времени», об И. С. Тургеневе, текст рассказа «Бирюк».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка планов статьи «Писатели о своем времени». Беседа по ее содержанию: Почему раздел, к изучению которого мы приступаем, назван «Художник – голос своей эпохи»? Чем отличаются произведения этого раздела от произведений предыдущего? На чем сосредоточен интерес писателя? На что следует обращать внимание читателю этих произведений?

II. Демонстрируется портрет И. С. Тургенева. Беседа о писателе с целью вспомнить ранее изученное. ЦОР: Иллюстрация: В. Г. Перов. Портрет И. С. Тургенева. (1872).

III. Прослушивание сообщения ученика о жизни и творчестве И. С. Тургенева, сопровождается демонстрацией слайдов.

ЦОР: Учебная статья «История создания «Записок охотника» И. С. Тургенева». Иллюстрация: И. С. Тургенев. Фотография А. Деньера. Иллюстрация: К. Е. Маковский. Портрет И. С. Тургенева. (1871) Иллюстрация: Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. И. С. Тургенев на охоте. (1879). Иллюстрация: Бежин луг. Фотография. Иллюстрация: Репродукция картины Я. П. Полонского «Главный дом усадьбы. Спасское» (1881). Иллюстрация: Спасское-Лутовиново. Аллея в парке. Фотогорафия. Иллюстрация: Спасское-Лутовиново. Любимый дуб И. С. Тургенева, посаженный им в детстве. Фотография. Иллюстрация: Спасское-Лутовиново. Бежин луг. Фотография (имитация старины).

Учитель дополняет выступление ученика, вновь обращаясь к некоторым из слайдов.

IV. Слово учителя о сборнике рассказов «Записки охотника» сопровождается просмотром видеофрагмента о творческой манере писателя, его «глазе охотника» демонстрацией иллюстрации П. Соколова к рассказу «Хорь и Калиныч» – учитель комментирует изображенное. ЦОР: Видеозапись: Фрагмент учебного фильма «Биографии писателей» (А. Панченко рассказывает о Тургеневе). Иллюстрация П. Соколова к рассказу «Хорь и Калиныч» из «Записок охотника».

V. Учитель читает рассказ «Бирюк».

Домашнее задание: Прочитать статью о писателе в учебнике и подготовить ответ на вопрос к ней. Дочитать рассказ до конца. Прочитать комментарии к рассказу, данные в учебнике перед вопросами и заданиями в разделе «Обдумаем прочитанное».


наверх

Урок 22. Рассказ «Бирюк»

Задачи урока: Проверка знания текста рассказа «Бирюк», сведений о сборнике рассказов «Записки охотника». Анализ рассказа «Бирюк». Выявить сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Осмыслить внутренний конфликт Бирюка и драматизм его судьбы. Показать особенности тургеневского повествования: связь картин природы с идейно-художественным смыслом рассказа, мастерство диалога, скрытый психологизм, роль рассказчика. Дать учащимся начальное представление о художественной детали.

Его основное содержание: Материал учебника: текст рассказа, вопросы и задания к нему.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа о тематике и героях рассказов сборника «Записки охотника», смысле его названия (по статье, прочитанной дома, и материалам, с которыми школьники познакомились на прошлом уроке).

II. Анализ рассказа «Бирюк» по вопросам и заданиям 1–9. Наблюдения над скрытым психологизмом в изображении героев, ролью художественной детали, пейзажа в произведении, мастерством диалога, значением образа рассказчика. Привлекаются репродукции картин и иллюстрации. ЦОР:

Иллюстрация: К. Лебедева к рассказу «Бирюк» (Крестьянин в избе Бирюка). Иллюстрация: репродукция картины Н. И. Крамского «Полесовщик» (1874). Иллюстрация: репродукция картины В. В. Пукирева «Сбор недоимок» (1873). Иллюстрация: репродукция картины И. И. Шишкина «Перед грозой» (1884). Иллюстрация: теневой рисунок Е. М. Бем к рассказу «Бирюк» (Улита).

III. Итоговая самостоятельная работа по вариантам. Подготовка сообщений о пейзаже, интерьере, портрете персонажа в рассказе. Используются статьи ЦОР. (работа может быть завершена дома). ЦОР: Учебная статья «О портрете литературного героя. Портрет героя в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк»». Учебная статья «Тургенев-пейзажист». Учебная статья «Интерьер в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк»». Учебная статья «Конфликт в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк»».

IV. Выступления учащихся по итогам проделанной самостоятельной работы. В ходе ответов на экран могут выводиться фрагменты теоретических статей ЦОР, на которые опирались школьники. Обсуждения и дополнения ответов. Итоги урока.

Домашнее задание: Читать статью о стихотворениях в прозе, стихотворения, помещенные в хрестоматии. Наиболее понравившееся подготовиться выразительно читать по книге или наизусть. Индивидуальное домашнее задание. Подготовить рассказа о стихотворениях в прозе по статье ЦОР: Учебная статья «О «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева».


наверх

Урок 23. Стихотворения в прозе

Задачи урока: Познакомить учащихся с особенностями нового для них жанра: глубиной содержания при небольшом объеме текста, лиризмом, музыкальностью стихотворений в прозе. Показать многообразие их тематики

Его основное содержание: Материал учебника: статья о стихотворениях в прозе, тексты стихотворений и задания к ним.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Слово учителя о поэтическом творчестве И. С. Тургенева. Прослушивается стихотворение молодого писателя «В дороге» (или романс на его слова). Сообщение ученика по статье ЦОР (индивидуальное домашнее задание). ЦОР: Учебная статья «О «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева».

II. Учитель дополняет ответ ученика, демонстрируя на экране фрагменты учебной статьи «О «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева» (ЦОР).

Отмечаются ведущие мотивы стихотворений в прозе: мягкая грусть о былом, о быстротечности человеческой жизни, сила и красота любовного чувства. Ставится проблемный вопрос: почему небольшие прозаические миниатюры, созданные в конце жизни, получили название стихотворений в прозе? (На этот вопрос учащиеся ответят после чтения и анализа стихотворений).

III. Учитель читает стихотворение «Как хороши, как свежи были розы…».

IV. Анализ стихотворения на основе вопросов и заданий хрестоматии (задание 4). Чтение стихотворения учащимися после его анализа. Ответы на вопрос: почему это прозаическое произведение можно назвать стихотворением?

V. Чтение других стихотворений из хрестоматии (по выбору учащихся) и размышление о них по вопросам из учебника-хрестоматии.

Домашнее задание: Понравившееся стихотворение в прозе выучить наизусть и приготовиться выразительно читать. Учащиеся могут выбрать стихотворение не только из учебника. Можно воспользоваться материалами ЦОР: Тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева.


наверх

Урок 24. Стихотворения в прозе

Задачи урока: Проверка знания стихотворений в прозе, обучение выразительному чтению стихотворений в прозе.

Его основное содержание: Материал учебника: тот же.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Подготовка к выразительному чтению стихотворения «Русский язык» – интонационный разбор с использованием партитурных знаков чтения. Заучивание стихотворения наизусть. Отработка выразительного чтения этого стихотворения.

II. Самостоятельная работа: подготовка к выразительному чтению выученного наизусть стихотворения.

III. Концерт: чтение стихотворений в прозе наизусть.

IV. Проверка знаний по теме с помощью теста. ЦОР: Задание: проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Русский язык». Читать статью о Н. А. Некрасове и стихотворении «Железная дорога» по учебнику.

Индивидуальное домашнее задание: сообщение об истории срздания и жизненной основе стихотворения «Железная дорога» на основе ЦОР: Учебная статья «О стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»».


наверх

Урок 25. О поэте. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..»

Задачи урока: Вспомнить известные сведения о жизни поэта, знакомые стихотворения; рассказать о становлении Некрасова-поэта, о народной теме в его творчестве. Познакомить с фактической основой стихотворения «Железная дорога». Чтение стихотворения.

Его основное содержание: Материал учебника:

Статья о событиях жизни поэта, народной теме в его творчестве. Статья «Строки истории». Текст стихотворения «Железная дорога».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Обращение к портретам поэта. Беседа о том, что известно о поэте учащимся, какие его стихотворения они знают. Дополнение учителя о народной теме в творчестве поэта. ЦОР: Иллюстрация: И. Н. Крамской. Портрет Н. А. Некрасова (1877). Иллюстрация: И. Н. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен» (1877–1878). Иллюстрация: Н. А. Некрасов. Фотография. Иллюстрация: Н. А. Некрасов. Акварель Н. Захарова (1845).

II. Чтение статьи о жизненной основе стихотворения. Сообщение ученика об истории создания стихотворения и его жизненной основе по материалам ЦОР: Учебная статья «О стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»». Комментарий к эпиграфу стихотворения.

Рассказ об истории создания стихотворения сопровождается демонстрацией иллюстративного материала. ЦОР:

Иллюстрация: Первый паровоз. Фотография. Иллюстрация: репродукция картины Н. Самокиша «Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге» (1837). Иллюстрация: репродукция картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874).

III. Чтение стихотворения учителем.

IV. Выявление первоначального восприятия стихотворения: Какие картины предстали в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение? Какие строки показались особенно яркими? Какие вопросы, по-вашему, поднимает поэт?

Домашнее задание: Составить цитатный план стихотворения – задание 1 к стихотворению. Выполнить задание 7 к стихотворению


наверх

Урок 26. «Железная дорога» и устное народное творчество. Два мнения о стихотворении «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..»

Задачи урока: Анализ стихотворения «Железная дорога». Особенности его композиции. Прием контраста в стихотворении. Стихотворный размер. Усеченная строка. Связь стихотворения с устным народным творчеством.

Его основное содержание:Материал учебника: тот же. Статьи: ««Железная дорога» и устное народное творчество». «Два мнения о стихотворении «Железная дорога»».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка цитатного плана, составленного дома. Беседа о композиции стихотворения, каждая часть которого вносит свой вклад в развитие темы. Итог подводим, обращаясь к фрагменту статьи ЦОР: Учебная статья «О стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

II. Анализ стихотворения по вопросам и заданиям к нему. Обсуждаются особенности стихотворной строки – четырехстопного дактиля.

В процессе анализа обращаемся к иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация И. Глазунова к стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» (Рабочий люд) (1970).

III. Самостоятельная работа: чтение статьи ««Железная дорога» и устное народное творчество». Учащиеся находят примеры близости стихотворения народной речи. При обсуждении самостоятельной работы на экран выводятся и комментируются фрагменты статьи ЦОР: Учебная статья «О стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Домашнее задание: Читать статьи «Два мнения о стихотворении «Железная дорога»» и «Долюшка женская в стихах Некрасова».

Отрывок из стихотворения «Железная дорога» выучить наизусть.


наверх

Урок 27. «Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Орина, мать солдатская». «Мало слов, а горя реченька…»

Задачи урока: Внимание Некрасова к судьбе русской женщины. Диалогическая форма стихотворения «Орина, мать солдатская». Значение эпиграфа. Ритм причитания в словах Орины. Отношение поэта к горю крестьянки.

Его основное содержание: Материал учебника: Статьи «Два мнения о стихотворении «Железная дорога»» и «Долюшка женская в стихах Некрасова». Текст стихотворения «Орина, мать солдатская». Задания к нему.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания: 1. Беседа по статье «Два мнения о стихотворении «Железная дорога»». 2. Чтение наизусть отрывков из стихотворения «Железная дорога».

II. Сообщение учителя об истории создания стихотворения «Орина, мать солдатская». Некрасов в Карабихе. Используются иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация: Памятник Н. А. Некрасову в Карабихе. Иллюстрация: Фотография (1893). Н. А. Некрасов со своей охотничьей собакой. Фото М. Тулинова. 60-е гг. XIX в.

III. Выразительное чтение стихотворения учителем.

IV. Анализ стихотворения по вопросам хрестоматии.

V. Закрепление представлений о языке стихотворения с помощью тренажёра. ЦОР: Задание: выделите в тексте слова, которые сближают стихотворение Н. А. Некрасова «Орина, мать солдатская» с устной речью и народным творчеством.

Домашнее задание: Самостоятельный анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» по вопросам учебника к нему


наверх

Урок 28. «Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…»

Задачи урока: Стихотворения о судьбе русской женщины. Восхищение ее духовной силой, красотой.

Скрытый протест поэта против долготерпения народа. Наблюдение над поэтической речью стихотворения и отрывка из поэмы.

Его основное содержание:: Материал учебника: Тексты «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…». Задания к ним.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания. Выступления учащихся с анализом стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…». Дополнения, комментарии учителя.

II. Прослушивание отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» в аудиозаписи.

Рассматривание иллюстраций к отрывку. Комментарий к ним. ЦОР: Аудиофрагмент: отрывок из поэмы «Мороз, красный нос» (часть I, гл. IV).

III. Краткий пересказ учителем содержания поэмы «Мороз, красный нос» с обращением к цитатам и иллюстрациям. ЦОР: Иллюстрация Б. М. Кустодиева. Дарья в лесу.

IV. Работа над текстом отрывка из поэмы «Мороз, красный нос» по заданиям хрестоматии к нему.

V. Закрепление знаний по теме с помощью тренажера. ЦОР: Задание: строки из стихотворений Н. А. Некрасова соотнесите с их названиями.

Домашнее задание: Самостоятельное чтение поэмы «Мороз, Красный нос». Читать в хрестоматии статью о М. Е. Салтыкове-Щедрине.

Индивидуальное домашнее задание: Сообщение об истории создания «Сказок для детей изрядного возраста» по ЦОР: Учебная статья «Из истории создания сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина».


наверх

Урок 29. О писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Прокурор общественной жизни»

Задачи урока: Познакомить учащихся с личностью «прокурора общественной жизни», обогатить представление о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования Салтыкова-Щедрина.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья о М. Е. Салтыкове-Щедрине. Текст «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Задания к сказке.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания: Беседа о жизни и личности Салтыкова-Щедрина по статье учебника-хрестоматии: почему писателя так беспокоила «забывчивость» публики? Какое впечатление сложилось у вас о личности Салтыкова-Щедрина?

Комментарии учителя к ответам учащихся. Опираясь на биографический материал хрестоматии, обогащаем его новыми фактами, привлекаем иллюстративный материал. ЦОР:

Иллюстрация: И. Крамской. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879). Иллюстрация: портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина Офорт В. В. Матэ (1880). Иллюстрация: монумент-бюст М. Е. Салтыкова-Щедрина на его могиле.

II. Сообщение ученика об истории создания сборника сказок по статье ЦОР: Учебная статья об истории создания «Сказок для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сообщение сопровождается иллюстрацией. ЦОР: Иллюстрация: Фотография обложки нелегального издания «Сказок для детей изрядного возраста» (1884).

III. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» читает учитель.

IV. Разбор заданий 1 и 2 к сказке.

Домашнее задание: Составить цитатный план «Повести о том…», ответить на вопросы 3–8 хрестоматии.


наверх

Урок 30. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Его обличительный смех «горек и пронзителен»

Задачи урока: Анализ сказки. Углубить знания об иносказании, авторской иронии, гиперболе, гротеске. Выявить связь сказок Салтыкова-Щедрина с народной сказкой.

Его основное содержание:: Материал учебника: Текст «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Задания к сказке.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка цитатных планов (домашнее задание). Осмысление особенностей построения сказки. Задание 4 к сказке.

II. Анализ образов генералов, их социальный портрет, характеристика на основе поведения и диалогов. Вопросы и задания 4–8 к сказке. Привлекаем иллюстрации. ЦОР:

Иллюстрация: «Как один мужик двух генералов прокормил». Рисунок А. М. Каневского (1934). Иллюстрация Кукрыниксов (М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова) к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» (1937–1939). Иллюстрация Н. Е. Муратова (1908–1992) к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

III. Анализ действий мужика. Их мотивировка. Изображение мужика на тех же иллюстрациях.

IV. Наблюдение по тексту над средствами сатирического изображения в сказке: иронией, гиперболой, гротеском, иносказанием, фантастикой. В ходе анализа текста используется фрагмент учебной статьи о средствах сатирического изображения ЦОР: Учебная статья «О сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина».

Домашнее задание: Прочитать сказку «Дикий помещик», подготовить ее пересказ.


наверх

Урок 31. «Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик

Задачи урока: Формирование умения самостоятельно анализировать текст, подобный изученному. Закрепление знаний об особенностях творческой манеры Салтыкова-Щедрина – создателя сказок.

Его основное содержание: Материал учебника: Текст сказки «Дикий помещик», задания к этой сказке. Статья «М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания: краткий пересказ сказки «Дикий помещик».

II. Обсуждение итогов самостоятельного анализа сказки по вопросам и заданиям хрестоматии (задания 1 и 2). Используется иллюстрация. ЦОР: Иллюстрация Кукрыниксов к сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» (1939).

III. Анализ сатирических приемов с использованием справочной статьи «Салтыков-Щедрин как сатирик». Задание: докажите, что «Дикий помещик» – сатирическая сказка. Работа по вопросам и заданиям к статье.

IV. Итоги изучения сказок Салтыкова-Щедрина подводятся с использованием статьи ЦОР: Учебная статья «О сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина».

V. Закрепление освоенных теоретико-литературных понятий при помощи тренажера. ЦОР: Задание: определите, какое из литературоведческих понятий иллюстрируют фрагменты из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил».

VI. Проверка знаний по изученной теме с помощью теста. ЦОР: Задание: проверьте знания, ответив на вопросы теста.

Домашнее задание: Прочитать статью об А. П. Чехове в хрестоматии и рассказ «Хамелеон».


наверх

Урок 32. А. П. Чехов. О писателе. «Хамелеон»

Задачи урока: Восстановить в памяти известное ученикам о творчестве Чехова, личности писателя. Комментированное чтение и анализ рассказа «Хамелеон». Средства сатирического изображения в рассказе.

Его основное содержание: Материал учебника: О писателе. «Хамелеон». Задания к рассказу.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа об А. П. Чехове и его произведениях по статье, прочитанной дома. Привлекается иллюстративный материал. ЦОР: Иллюстрация: Н. П. Чехов. Портрет А. П. Чехова (1884). Иллюстрация: Н. П. Чехов. Портрет А. П. Чехова (Начало 1880-х годов). Иллюстрация: В. А. Серов. Портрет А. П. Чехова (1902). Иллюстрация: И. Э. Браз. Портрет А. П. Чехова(1898). Иллюстрация: Фотография. В доме на Садово-Кудринской в Москве, где жил А. П. Чехов в 1886–1890-е годы.

II. Обмен впечатлениями о прочитанном рассказе «Хамелеон». По иллюстрациям к нему пересказываются эпизоды. Сопоставляются разные художественные трактовки одного эпизода, активизируется воображение учащихся. ЦОР: Иллюстрация А. Дудина к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» (Очумелов шествует по городу). Иллюстрация А. Дудина к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» (На базарной площади). Иллюстрация С. В. Герасимова к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» (На базарной площади) (1945).

III. Анализ рассказа по ходу сюжета. Внимание к репликам персонажей, «говорящим деталям». Смысл названия рассказа. Используются вопросы хрестоматии к тексту рассказа.

IV. Творческая работа: инсценировка или чтение по ролям эпизода рассказа.

Домашнее задание: 1. Прочитать рассказы «На мельнице» и «Тоска». Из заданий к этим рассказам выбрать одно для проработки и устного сообщения по проблеме.

2. Прочитать статью «О чем и почему молчит писатель».


наверх

Урок 33. «На мельнице». «Тоска». О чем и почему молчит писатель

Задачи урока: Углубление представления о творческой манере Чехова, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей.

Его основное содержание: Материал учебника: Тексты рассказов «На мельнице», «Тоска». Вопросы и задания к ним. Статья «О чем и почему молчит писатель».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Выявление впечатлений о прочитанных рассказах: чем отличаются они от ранее изученных юмористических и сатирических рассказов?

II. Беседа по содержанию статьи «О чем и почему молчит писатель». Предварительные замечания учителя об особенностях творческой манеры Чехова в рассказах «На мельнице» и «Тоска».

III. Самостоятельный анализ рассказов «На мельнице» и «Тоска» по вопросам к ним. Выступления учащихся, дополнения. Комментарий учителя, внимание к важным деталям текста.

IV. Закрепление изученного с помощью тренажера. ЦОР: Задание: соотнесите реплики персонажей с описанием реакции на них Очумелова.

Домашнее задание: Прочитать рассказы «Гриша», «Репетитор», «Злоумышленник». Подумать над заданиями к ним.

Индивидуальное домашнее задание: Сообщение о художественных особенностях рассказов А. П. Чехова по статье ЦОР: Учебная статья «О сатирических рассказах А. П. Чехова».


наверх

Урок 34. Для самостоятельного чтения. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Завершая раздел хрестоматии

Задачи урока: Свернутый анализ рассказов для дополнительного чтения. Повторение и обобщение пройденного материала.

Его основное содержание: Материал учебника: Тексты рассказов «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Задания к ним. Задания в рубрике «Завершая раздел хрестоматии».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа о содержании, героях прочитанных рассказов, характере комизма в них (по вопросам и заданиям к рассказам). Привлекаются иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация: «Злоумышленник» Инсценировка рассказа Чехова артистами Московского художественного театра. Рисунок А. Любимова (1905).

II. Обобщение изученного по теме «Рассказы А. П. Чехова» на основе статьи ЦОР: Учебная статья «О сатирических рассказах А. П. Чехова» (выступление по вопросу индивидуального домашнего задания).

При наличии дополнительного времени могут быть прослушаны аудиозаписи и прокомментированы художественные особенности чеховских рассказов.

III. Проверка знаний по теме «Рассказы А. П. Чехова» с помощью теста. ЦОР: Задание: проверьте свои знания, ответив на вопросы теста.

IV. Обсуждение вопросов под рубрикой «Завершая раздел хрестоматии».

V. Проверка и закрепление знаний произведений, изученных в I-ом полугодии с помощью тренажера. ЦОР: Задание: определите жанр изученных произведений.

Домашнее задание: Чтение по свободному выбору.


наверх

Урок 35. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев)

Задачи урока: Цель изучения темы: обзорно познакомить учащихся со стихотворениями Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Я. П. Полонского как образцами воплощения поэтами своего восприятия природы и жизни. Раскрыть мастерство художественной формы в единстве с лирическим содержанием стихотворений.

Цель данного урока: знакомство с лирикой Тютчева – проникновенного певца природы, дарящей ощущение неизъяснимой радости жизни.

Его основное содержание: 1. Обращение к портретам и фотографиям Ф. И. Тютчева (ЦОР), краткие сведения о его жизни.

2. Учащиеся читают наизусть ранее изучавшиеся стихотворения поэта.

3. Чтение учителем стихотворения «Весенняя гроза». Впечатления школьников от стихотворения. Анализ стихотворения по заданиям учебника (с. 4–5 II части учебника-хрестоматии): воплощение буйства весенней природы в образе грозы; сопоставление двух вариантов стихотворения; живописность и конкретность появившейся позже второй строфы стихотворения. Простота и ясность трех первых строф и мифологическая усложненность заключительной строфы стихотворения.

4. Чтение заранее подготовившимся учеником стихотворения «Песок сыпучий по колени…». Сопоставление живописной картины И. Шишкина и пейзажа в стихотворении.

5. Чтение стихотворения «Тихой ночью, поздним летом…», беседа о нем по вопросам хрестоматии. Связь пейзажа в стихах Тютчева с размышлениями поэта о сущности и смысле человеческой жизни.

6. Чтение фрагмента статьи хрестоматии (с. 7) и следующего за ним стихотворения «Как неожиданно и ярко…». Сопоставление живописных картин (ЦОР) и пейзажа в стихотворении. Параллелизм как способ раскрытия содержания стихотворения.

Домашнее задание: Стихотворение «Весенняя гроза» выучить наизусть.


наверх

Урок 36. Стихотворения А. А. Фета. «Мотылек мальчику». «Сосны». «Осенняя роза». «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (А. А. Фет)

Задачи урока: Показать конкретность, точность, одухотворенности фетовских пейзажей в стихах; красоту ритмов, звучаний, мелодий.

Основное содержание урока с использованием ЦОР: Материал учебника: Тексты стихотворений А. А. Фета «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза». Учебные тесты и задания к стихам.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение наизусть стихотворения «Весенняя гроза». Читают 2–3 ученика, сопоставление прочтений.

II. С сообщением о Фете выступает ученик. Демонстрируется иллюстративный материал. Текст учебной статьи (или фрагменты из неё) может быть выведен на экран. ЦОР: Учебная статья: Об А. А. Фете. Иллюстрация: Фотография А. А. Фета. Иллюстрация: Я. Полонский. Имение Фета в Воробьёвке (1880-е гг.).

III. Чтение стихотворения «Мотылек мальчику». Обмен впечатлениями о стихотворении. Чтение комментария к стихотворению в учебнике: смысл заглавия и форма стихотворения.

IV. Чтение стихотворения «Сосны» и беседа о нем по вопросам хрестоматии. Сочетание проникновенного пейзажа с мыслью о смене поколений.

V. Просмотр слайд-шоу ЦОР: Слайд-шоу: «Первые заморозки». Чтение стихотворения «Осенняя роза». Роль образных выражений в описании осенней розы.

VI. Какое из стихотворений Фета произвело большее впечатление? Чем оно тронуло?

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Я. П. Полонского А. Н. Майкова, А. К. Толстого (по выбору). Выбираются тексты из учебника-хрестоматии и ЦОР: Тексты: Избранные стихи Тютчева, Фета, Полонского, Майкова, А. К. Толстого. Индивидуальное задание: краткое сообщение о жизни и творчестве Я. П. Полонского по ЦОР: Учебная статья: О Я. П. Полонском.


наверх

Урок 37. Я. П. Полонский. «Дорога». «Зимний путь». «Тревоги духа, а не скуку | Делил я с музой молодой…» (Я. П. Полонский)

Задачи урока: Обратить внимание школьников на светлую печаль стихотворений Полонского, его сопричастность человеческому страданию, слиянность с природой. Стихотворные психологические новеллы поэта.

Основное содержание урока с использованием ЦОР: Материал учебника: Тексты стихотворений Я. П. Полонского «Дорога», «Зимний путь». Задания к стихотворениям. Материал в рубриках «Возвращаясь к прочитанному», «К литературному вечеру».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Краткие сведения о жизни и творчестве Я. П. Полонского сообщает подготовившийся дома ученик. Фрагменты статьи о поэ

Создать бесплатный сайт с uCoz