…дый из художников? ЦОР:

Иллюстрация И. Билибина «Прощание Калашникова с братьями перед казнью» (1938).

Иллюстрация И. Билибина «Сцена боя» (1938). Иллюстрация В. М. Васнецова «Исход боя».

Иллюстрация А. М. Васнецова «Старая Москва. Разъезд после кулачного боя». 1900-е годы.

IV. Выступления по индивидуальным или групповым домашним заданиям. Дополнения к ним. На экран выводятся отдельные фрагменты ЦОР: Учебная статья «Анализ «Песни про купца Калашникова»».

V. Учитель отмечает, что «Песня…» близка произведениям устного народного творчества по эпитетам, сравнениям, олицетворениям. Учащиеся приводят примеры. Тренажер на закрепление этих знаний. ЦОР: Задание: Распределите цитаты из «Песни про царя Ивана Васильевича» по трем рубрикам: эпитеты; эпитеты и сравнения; эпитеты, сравнения и олицетворения.

VI. Слово учителя об общечеловеческом смысле поэмы: ее пафос отрицания деспотизма, защиты чести и достоинства человека; вопросы судьбы и прав личности в поэме. Учащиеся вспоминают основные события поэмы по иллюстрациям слайд-шоу. ЦОР: Слайд-шоу: Иллюстрации В. Семенова к «Песне про царя Ивана Васильевича…»

VII. Проверка знаний по теме: итоговое тестирование. ЦОР: Задание: Проверьте знания «Песни про царя Ивана Васильевича…», ответив на вопросы теста.

Домашнее задание: Вспомнить изученные ранее стихотворения А. К. Толстого и его балладу «Канут», сведения о биографии и творчестве поэта; готовиться к выразительному чтению баллады «Василий Шибанов».


наверх

Урок 6. А. К. Толстой «Василий Шибанов» (для чтения и обсуждения)

Задачи урока: Углубить представление о поэтическом творчестве А. К. Толстого, с отдельными произведениями и краткой биографией которого учащиеся познакомились в предыдущих классах. Раскрыть историческую основу баллады и ее творческое переосмысление поэтом. Разобраться в изображении характеров героев произведения, отношении к ним автора. Показать роль архаизмов в художественном тексте на историческую тему. Совершенствовать умение школьников выразительно читать художественное произведение.

Его основное содержание: Материал учебника: сведения об исторической основе баллады, ее текст, задания для анализа баллады; рекомендации к самостоятельному чтению в рубрике «Приглашаем в библиотеку» – с. 32–38.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Комментарий к портрету А. К. Толстого. Беседа о биографии и творчестве поэта по ранее изученному материалу. Могут прозвучать отдельные произведения или фрагменты в чтении наизусть. ЦОР: Иллюстрация: К. П. Брюллов. Портрет А. К. Толстого в юности (1836).

II. Чтение статьи об исторической основе произведения.

III. Анализ текста баллады, в процессе которого учащиеся выразительно читают ее фрагменты. Поясняется роль архаизмов в балладе.

В беседе об изображении характерных черт царя Ивана Грозного в балладе «Василий Шибанов», «Песне про купца Калашникова», живописи и скульптуре используется ЦОР: Иллюстрация: Фотография скульптуры М. М. Антокольского «Царь Иван Васильевич Грозный». Мрамор (1875). Могут быть вновь продемонстрированы ранее рассмотренные иллюстрации.

IV. Рекомендации к чтению произведений об эпохе Ивана Грозного.

Домашнее задание: Прочитать повесть «Тарас Бульба».


наверх

Урок 7. Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»

Задачи урока: Вспомнить известные произведения Н. В. Гоголя. Познакомиться с исторической основой повести. Комментированное чтение и анализ I главы повести. Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др. Характер Тараса и его сыновей. Единство «силы смеха» и «лирической силы» в авторском повествовании. Эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация изобразительные средства языка.

Его основное содержание: Материал учебника: О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». Глава 1.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа о знакомых произведениях и личности Гоголя, его интересе к истории Украины.

Используется иллюстративный материал. ЦОР: Иллюстрация: Портрет Н. В. Гоголя с оригинала Ф. И. Моллера (1841). Иллюстрация: В. Горяев. Портрет Н. В. Гоголя (1979).

Иллюстрация: Великие Сорочинцы. Предполагаемое место рождения Гоголя.

II. Чтение статьи о Гоголе и статьи «Историческая основа повести». Краткая беседа по их содержанию.

III. Обмен впечатлениями о повести «Тарас Бульба» по заданию 1 на с. 112.

IV. Комментированное чтение и анализ I главы «Тарас Бульба в кругу семьи».

Начало главы прослушивается в аудиозаписи. ЦОР: Аудиозапись: Начало первой главы повести «Тарас Бульба» читает Боголюбов.

V. Анализ эпизодов, в которых чувствуется юмор Гоголя (встреча с сыновьями, поведение на ужине) и где сказывается «лирическая сила» (описание ночи и переживаний матери, раздумья сыновей, их прощание с детством). Задание 2 к повести. Привлекаются иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Тарас); иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Мать и сыновья).

Домашнее задание: Перечитать главу II. Приготовить рассказ о годах учения Остапа и Андрия в бурсе, о различии в их характерах.


наверх

Урок 8. «Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»

Задачи урока: Картины величия и красоты степи, ее воздействие на Тараса и сыновей. Тема дороги в повести. Изобразительно-выразительные средства языка повести.

Его основное содержание: Материал учебника: Глава II.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Рассказы учащихся об Остапе и Андрии, их учении в бурсе, характерах, интересах. Используются иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Остап). Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Андрий).

II. Тема дороги, раздумья и переживания героев. Задания 3, 4 хрестоматии на с. 112. Иллюстрация А. П. Бубнова «Тарас и его сыновья в степи» в хрестоматии.

III. Образ степи – образ родины. Чтение описаний степи днем, вечером и ночью. Комментарий к описаниям.

IV. Постижение языка пейзажных описаний с помощью тренажера. ЦОР: Задание: выберите цвет для выделенных в тексте слов в соответствии с заданием.

Домашнее задание: Выучить одно из описаний степи наизусть. Перечитать главы III–VI.

Задание 5 на с. 112 (Нравы и обычаи Запорожской Сечи).


наверх

Урок 9. «Тарас Бульба». Главы III–VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)

Задачи урока: Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др. Сечь как кузница воли и героизма казаков. «Беспрерывное пиршество» и «разгульное море» в мирное время, сплоченность и единение в минуту грозной опасности.

Его основное содержание: Материал учебника: Главы II–IV, задания к ним.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания: Чтение наизусть описаний степи днём, вечером или ночью (по выбору учащихся).

II. Анализ глав III–IV по заданию хрестоматии и вопросам учителя.

Используются иллюстрации. ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891).

Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (В Запорожской Сечи).

III. Разбор эпизода встречи Андрия с прекрасной полячкой. Задание 6 на с. 112. Иллюстрация.

ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Андрий и прекрасная полячка).

IV. Чтение статьи «Что может быть непонятно в содержании повести?» Подготовка к перечитыванию «военных» глав повести.

Домашнее задание: Перечитать главы VII–IX.Готовить ответы на вопросы к этим главам


наверх

Урок 10. «Тарас Бульба». Главы VII–IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру»

Задачи урока: Сопоставление двух враждебных лагерей, избрание Остапа атаманом. Анализ второй битвы под Дубном – центральный эпизод повести. Тема родины. Верность казаков боевым традициям. Изображение битвы крупным планом и отдельных героев-казаков, динамика батальных сцен. Образ Тараса Бульбы.

Его основное содержание: Материал учебника: Главы VII–IX, вопросы к ним.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Разбор VII главы по заданию 7 на с. 112.

II. Речь Тараса о товариществе выразительно читает учитель. Обсуждение ее по вопросу 8 к повести. ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Расставание козаков).

III. Анализ сцены боя.

IV. Анализ эпизода суда Тараса над Андрием. Задание 10 к повести. Сопоставление трактовки эпизода разными художниками. ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Тарас над телом Андрия). Иллюстрация П. Соколова к повести «Тарас Бульба» (Тарас над телом убитого Андрия) (1861).

V. Последний бой Остапа, увиденный глазами Тараса Бульбы. Чувства отца

Домашнее задание: Перечитать заключительные главы повести, поразмышлять над ними по вопросам 11–12 на с. 112.


наверх

Урок 11. «Тарас Бульба». Главы X–XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»

Задачи урока: Анализ изменений в облике Тараса, его душевного состояния, его «неугасимой горести». Анализ эпизодов последних героических подвигов запорожцев, Остапа и Тараса. Трагические события повести и оптимизм ее заключительных строк.

Его основное содержание: Материал учебника: Главы X–XII, вопросы к ним.

Приемы работы с использованием ЦОР: «Казнь Остапа», Разбор заданий 11–13. Привлекаются иллюстрации.

I. Анализ эпизодов «Горе Тараса», «Казнь Остапа». Задания 11, 13 к повести.

ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Горе Тараса). Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Остап перед казнью) и иллюстрация М. Е. Дерегуса к повести «Тарас Бульба» (Смерть Остапа) (1952) – сопоставление иллюстраций к одному эпизоду.

II. Анализ эпизода «Тарас гулял по всей Польше…». Задание 12 к повести.

III. Анализ эпизода «Последние минуты жизни Тараса». (Заключительный эпизод выразительно читает учитель). ЦОР: Иллюстрация Е. Кибрика к повести «Тарас Бульба» (Смерть Тараса).

Домашнее задание: Задание 14 на с. 113 (выучить понравившийся отрывок наизусть).

Прочитать статью «Характер литературного героя», работа над заданиями к ней.

Индивидуальное задание: Характеристика повести «Тарас Бульба» как историко-героического произведения по материалам первой части статьи ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»».


наверх

Урок 12. «Тарас Бульба». Характер литературного героя

Задачи урока: Определение характера литературного героя, элементарные сведения по психологии, необходимые для характеристики персонажей.

Его основное содержание:: Материал учебника: Текст повести. Статья «Характер литературного героя».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания:

1. Сообщение по вопросу индивидуального домашнего задания. Характеристика повести «Тарас Бульба» как историко-героического произведения по материалам первой части статьи ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

2. Беседа по статье «Характер литературного героя», комментированное чтение фрагментов из нее.

II. Анализ средств изображения персонажей с разбором примеров. Характеристика героя по портрету, интерьеру, внутреннему монологу, речи, взаимоотношениям с другими персонажами и др.

III. Закрепление знаний с помощью тренажера. ЦОР: Задание: определите, какие фрагменты характеризуют Остапа, а какие Андрия.

IV. Примеры анализа повести и характеристики персонажей в литературоведческой статье. ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»». Чтение второй части статьи, комментарий к ней, подбор примеров в повести, иллюстрирующих положения статьи.

Домашнее задание: Составить план сочинения на одну из тем: «Тарас Бульба в семье и боях», «Сыновья Тараса Бульбы». Использовать советы в рубрике «Пишем сочинение» и ЦОР: Учебная статья «О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»».


наверх

Урок 13. «Тарас Бульба». Пишем сочинение. «Приглашаем в библиотеку»

Задачи урока: Обучение сочинению, рекомендации к самостоятельному чтению сборника «Миргород».

Его основное содержание: Материал учебника: Текст повести. Задания в рубрике «Пишем сочинение».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Обсуждение, корректировка планов сочинений по каждой из тем, составленных учащимися. Коллективная доработка их, составление плана под руководством учителя.

II. Краткая характеристика учителем сборника «Миргород», рекомендации к самостоятельному чтению. Используется иллюстрация. ЦОР: Иллюстрация А. П. Бубнова к «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя.

Домашнее задание: Работа над домашним сочинением.

Вспомнить изученные ранее произведения Пушкина, сведения о его жизни и творчестве.

Индивидуальное домашнее задание по статье ЦОР: Учебная статья «Об истории создания поэмы «Полтава»».


наверх

Урок 14. А. С. Пушкин. О писателе. Историческая основа поэмы «Полтава». «Полтава»

Задачи урока: Дать представление учащимся об исторических взглядах А. С. Пушкина, его произведениях на исторические темы; об исторической основе поэмы «Полтава», ее героях. Чтение первой песни поэмы.

Его основное содержание: Материал учебника: вступительная статья к теме; посвящение и первая песнь поэмы – с. 116–133.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Рассматривание портрета поэта. Беседа о знакомых произведениях поэта, их темах. ЦОР: Иллюстрация: В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827).

II. Сообщение по вопросу индивидуального домашнего задания по статье ЦОР: Учебная статья «Об истории создания поэмы «Полтава»».

III. Слово учителя об исторических взглядах поэта завершается чтением вступительной статьи учебника. Слово учителя и чтение статьи сопровождается демонстрацией наглядного материала.

ЦОР: Иллюстрация: Неизвестный художник. Портрет Императора Петра I. (XVIII в.). Иллюстрация: Л. Каравакк. Прижизненный портрет Петра I (1720-е годы). Иллюстрация: Неизвестный художник. Портрет молодого Петра I в воинских доспехах (с портрета работы Ж.-М. Натье) (XIX в.). Иллюстрация: Мозаика М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1760-е годы). Иллюстрация: Фрагмент мозаики М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1760-е годы). Иллюстрация: Неизвестный художник. Портрет гетмана Мазепы.

IV. Учитель читает и комментирует эпиграф к поэме, Посвящение. Начинает чтение Первой песни поэмы.

Домашнее задание: дочитать поэму. Приготовиться выразительно читать понравившийся эпизод. Объяснить свой выбор.


наверх

Урок 15. «Полтава». Композиция, стихотворный язык поэмы, анализ характеров Марии, Мазепы, Кочубея

Задачи урока: Выявить первоначальные впечатления учащихся о прочитанной поэме, проверить знание ее содержания; рассмотреть особенности сюжета (определить его элементы в поэме) и композиции «Полтавы».

Рассмотреть жанровое своеобразие поэмы, особенности ее строфики, стихотворного размера, рифмовки; раскрыть характеры и взаимоотношения Марии, Кочубея, Мазепы, отношение повествователя к этим персонажам.

Его основное содержание: Материал учебника: текст поэмы, задания 1–11, 13 на с. 161–162.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа о впечатлении, которое произвела поэма на читателей об их отношении к героям и событиям поэмы. Чтение учащимися выбранных эпизодов, объяснение своего выбора.

II. Анализ сюжета и композиции поэмы по заданиям 1–4 к поэме. Обобщающее слово учителя по каждому заданию.

III. Закрепление знания сюжета поэмы с использованием тренажера. ЦОР: Задание: Соотнесите события любовной сюжетной линии поэмы «Полтава» с названиями элементов сюжета.

IV. Беседа о жанровом своеобразии поэмы «Полтава» по статье хрестоматии «О поэме», о том, почему главы поэмы поэт называет песнями.

V. Наблюдение над строфикой поэмы: определение тем нескольких строф из третьей песни. Определение размера и сочетания рифм в одной из строф с помощью тренажера.

ЦОР: Задание: Определите стихотворный размер строфы из поэмы «Полтава».

VI. Анализ характеров Марии, Кочубея, Мазепы по вопросам и заданиям 5–10 на с. 161–162 и дополнительным вопросам учителя. Примеры строф в духе народных песен, посвященных Марии. Песенный характер строф о Кочубее, ораторская обличительная речь повествователя в строках о Мазепе. Используется иллюстрация. ЦОР: Иллюстрация В. Серова к поэме А. С. Пушкина «Полтава» (Мария и Мазепа).

В ходе анализа характеров персонажей учащиеся знакомятся с оценкой Пушкиным характера Мазепы по статье ЦОР: Учебная статья «Пушкин о поэме «Полтава»».

Домашнее задание: Устный рассказ по плану на одну из тем по выбору «Судьба Кочубея» или «Вероломный гетман». Выразительное чтение диалогов по лицам: диалог Кочубея с Орликом (в связи с темой «Судьба Кочубея»); диалог Мазепы с Орликом (в связи с темой «Вероломный гетман»). Используется ЦОР: Учебная статья «Пушкин о поэме «Полтава»».


наверх

Урок 16. «Полтава». Герои и язык поэмы. Полтавский бой. Метафора

Задачи урока: Проанализировать характеры Мазепы и Кочубея; раскрыть роль олицетворений, эпитетов, сравнений в описаниях украинской ночи; значение этих описаний в раскрытии душевных переживаний героев; дать понятие о метафоре; текстуальный анализ строф, посвященных Полтавскому бою, показать поэтичность изображения грандиозного для России события.

Его основное содержание: Материал учебника: текст поэмы; вопросы и задания 12, 14, 15; Статья «Метафора» – с. 119–162, 164–166.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Выступления учащихся с устными рассказами о Кочубее и Мазепе, выразительное чтение диалогов по ролям.

II. Анализ описаний украинской ночи, их композиционной роли; подготовка к их выразительному чтению. Проводится наблюдение над эпитетами и олицетворениями, их функциональной ролью в тексте. Задание 12.

III. Прослушивание чтения строф, посвященных Полтавскому бою в исполнении В. Аксенова. ЦОР: Аудиозапись: фрагмент из поэмы «Полтава» («Полтавский бой») читает В. Аксенов.

IV. Коллективная аналитическая работа над ними под руководством учителя по заданиям 14–16 к поэме. В процессе анализа вводится понятие метафоры (объяснение учителя). Используются иллюстрации в учебнике-хрестоматии (И. Репина) и ЦОР:

Иллюстрация Р. Штейна к поэме «Полтава» «Петр I перед Полтавской битвой».

Иллюстрация: Ж.-М. Натье. Петр I в рыцарских доспехах. Иллюстрация В. Серова к поэме А. С. Пушкина «Полтава» (Петр I на поле битвы). Иллюстрация: Гравюра Симона с картины П. Д. Мортэна. Полтавская битва. (1-я четверть XIX в.).

V. Закрепление знаний об изобразительно-выразительных средствах описаний в поэме с помощью тренажера. ЦОР: Задание: Распределите образные выражения из поэмы «Полтава» по графам.

Домашнее задание: Выучить отрывок из поэмы наизусть; читать статью о метафоре, выполнить задания к ней. Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «События и герои поэмы «Полтава»». Используется ЦОР: Учебная статья «Сюжет и герои поэмы А. С. Пушкина «Полтава»».


наверх

Урок 17. «Полтава». О поэме. Петр I и его недруги. Кульминация и развязка событий в поэме

Задачи урока: Сопоставить изображение Петра I и Карла XII и Мазепы в поэме, проследив функциональную роль метафоры и других изобразительно-выразительных средств. Закрепить понятие метафоры. Осмыслить развязку любовной и исторической сюжетных линий поэмы. Систематизировать итоги аналитической работы над поэмой. Проверить знания учащихся по теме.

Его основное содержание: Материал учебника: Текст поэмы, задания к ней, статья «Метафора» и задания к ней.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Сопоставление изображения Петра I, Карла XII и Мазепы – задание 15. В процессе выполнения задания учащиеся обращаются к примерам из статьи «Метафора», к своим ответам на вопросы по этой статье.

Используются ЦОР: Учебная статья «Сюжет и герои поэмы А. С. Пушкина «Полтава»». Иллюстрация В. Серова к поэме А. С. Пушкина «Полтава» (Петр I на поле битвы). Иллюстрация: Неизвестный художник. Портрет гетмана Мазепы. Иллюстрация: Памятник Петру I скульптора Фальконе (1782).

II. Закрепление знаний об изображении Петра I и Карла XII в поэме при помощи тренажера. ЦОР: Задание: Определите цитаты, характеризующие Петра I и Карла XII .

III. Беседа о развязке любовной и исторической сюжетных линий, их взаимосвязи, о поступках героев, обусловивших развязку. В ходе обсуждения используется иллюстрации. Какой эпизод изображен на иллюстрации? Как передано поражение врагов Петра I, России? Как показана трагическая развязка любовной линии?

ЦОР: Иллюстрация Р. Штейна к поэме «Полтава». Бегство Карла XII и Мазепы. Иллюстрация В. Серова к поэме «Полтава» (Безумная Мария и Мазепа). На экран выводятся фрагменты статьи, комментируются её положения.

ЦОР: Учебная статья «Сюжет и герои поэмы А. С. Пушкина «Полтава»».

IV. Проверка знаний учащихся по теме: итоговое тестирование. ЦОР: Задание: Проверьте свои знания, ответив на вопросы теста по поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Задание: Нанесите названия произведений А. С. Пушкина на карту жанров.

Домашнее задание: Чтение по свободному выбору.


наверх

Урок 18. Н. С. Лесков. О писателе. К истории создания рассказа «Человек на часах». «Человек на часах (1839 г.)». «…Отчасти придворный, отчасти исторический анекдот… любопытной эпохи»

Задачи урока: Дать учащимся представление о жизни и творчестве Н. С. Лескова, тематике и жанрах его произведений, познакомить с исторической основой рассказа «Человек на часах», причиной интереса писателя к событиям, отраженным в рассказе. Чтение рассказа.

Его основное содержание: Материал учебника: статья о писателе, статья «К истории создания рассказа «Человек на часах»», текст рассказа, фрагмент статьи «Приглашаем в библиотеку».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Рассматривание портретов писателя: Слово учителя о писателе, о его личности, основных событиях жизни, местах, связанных с жизнью и творчеством писателя. Используется иллюстративный материал. ЦОР: Иллюстрация: В. А. Серов. Портрет писателя Н. С. Лескова (1894). Иллюстрация: Фотография Н. С. Лескова. Иллюстрация: Фотография. Дом Лесковых в Орле. Иллюстрация: Фотография г. Орла времен жизни в нем Лескова. Иллюстрация: Памятник Н. С. Лескову в Орле. Иллюстрация: Фотография рабочего кабинета Н. С. Лескова в Петербурге.

II. Чтение статьи о писателе в учебнике-хрестоматии. Комментарий учителя к статье.

III.Беседа о произведениях Н. С. Лескова, знакомых по чтению, экранизациям, мультфильмам («Неразменный рубль», «Левша», «Тупейный художник», «Грабеж» и других). Рекомендации к самостоятельному чтению (см. с. 191). Устраивается выставка книг Н. С. Лескова в изданиях для детей. Используются иллюстрации.

ЦОР: Иллюстрация И. Глазунова к рассказу «Тупейный художник» (На кладбище). Иллюстрация И. Глазунова к рассказу «Левша». Иллюстрация Н. В. Кузьмина к рассказу «Левша» (1957). Иллюстрация А. Тюрина к рассказу «Левша» (Левша среди англичан).

IV. Чтение статьи «К истории создания рассказа «Человек на часах»». Беседа о причинах интереса писателя к событиям, отраженным в рассказе, смысле указания на точную дату происшествия описанного события. Черты николаевской эпохи. ЦОР: Иллюстрация: Неизвестный художник. Портрет Николая I с оригинала Ф. Крюгера (XIX в.).

V. Учитель читает рассказ.

Домашнее задание: Дочитать рассказ, выполнить задание 1 к нему.


наверх

Урок 19. «Человек на часах (1839 г.)» «Ложь во спасение»

Задачи урока: Анализ рассказа, выявление смысла его названия, мотивации поступков героев, обусловленных как их личными качествами, так и общественно-исторической обстановкой; наблюдение над мастерством языковой характеристики героев произведения.

Его основное содержание: Материал учебника: текст рассказа, задания к нему.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Обмен впечатлениями о прочитанном рассказе, осознание его проблематики: задание 1.

II. Проверка знания текста рассказа. Беседа: назвать персонажей рассказа, причастных к происшедшему событию. С какой целью писатель делает персонажем рассказа и владыку, не имевшего отношения к этому происшествию?

III. Анализ рассказа по вопросам и заданиям 2–7.

IV. Самостоятельная работа. Наблюдение над речевой характеристикой персонажей: найти в статье о Лескове слова писателя о языке его героев. На примере речи одного из персонажей (солдата Постникова, владыки или полковника Свиньина) проиллюстрировать справедливость этих слов. Найти фрагменты чьих-то высказываний, вставленных в речь рассказчика и заключенных в кавычки. Определить, кому могут принадлежать эти слова. Почему рассказчик не пересказывает их, а «передает дословно»?

V. Коллективное обсуждение проделанной самостоятельной работы.

VI. Закрепление знания событий и героев, языковых характеристик в рассказе при помощи тренажера. ЦОР: Задание: Соотнесите реплику с именем персонажа, которому она принадлежит.

VII. Подведение итогов проведенного анализа текста по заданиям 8, 9 к рассказу.

VIII. Итоговое тестирование. ЦОР: Задание: Проверьте свои знания по теме «Н. С. Лесков», ответив на вопросы теста.

Домашнее задание: Прочитать статью «Завершая раздел хрестоматии…», составить ее план. Индивидуальное задание: выразительное чтение (желательно наизусть) стихотворения Никитина «Русь».


наверх

Урок 20. Завершая раздел хрестоматии… И. С. Никитин «Русь»

Задачи урока: Систематизировать знания учащихся о произведениях на исторические темы, помочь осмыслить общее и особенное в них, величие русской истории; воспитание патриотизма.

Его основное содержание: Материал учебника: статья «Завершая раздел хрестоматии…», задания в рубрике «Возвращаясь к прочитанному», стихотворение И. С. Никитина «Русь».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка плана статьи. Беседа о ней по вопросам: Какие произведения мы называем историческими? Как прошлое, отраженное в произведении, связано с настоящим, то есть временем его написания? (Показать на примере одного из произведений, изученных в этом разделе). Какова роль художественного вымысла в произведениях на исторические темы? Чем отличаются эти произведения от исторических источников?

Разбирается также вопрос 1 в рубрике «Возвращаясь к прочитанному».

II. Закрепление знания жанров произведений, изученных в этом разделе. Тренажер. ЦОР: Задание: распределите названия изученных произведений на карте жанров.

III. Рассматривается портрет И. С. Никитина. Краткая справка учителя о поэте. ЦОР: Иллюстрация: Портрет И. С. Никитина.

IV. Выразительно читается наизусть стихотворение И. С. Никитина «Русь». (По домашнему заданию).

Демонстрируются репродукции картин, созвучных картинам, пафосу стихотворения – учащиеся находят соответствующие строки в стихотворении, выразительно читают их. Итоговая беседа: Что сближает прослушанное стихотворение и картины художников? Какие строки стихотворения можно было бы подписать под каждой из картин?

Каждый выбирает картину, которая произвела наибольшее впечатление. Объясняет свой выбор. ЦОР:

Иллюстрация: Репродукция картины И. Глазунова «Вечная Россия» (1988).

Иллюстрация: Репродукция картины И. И. Левитана «Владимирка» (1892).

Иллюстрация: Репродукция картины И. И. Левитана «Вечерний звон» (1892).

Иллюстрация: Репродукция картины И. И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Иллюстрация: Репродукция картины И. Глазунова «Закат» (1975).

Иллюстрация: Из древнерусских книжных миниатюр XII века. «Бой с врагом». Иллюстрация: Репродукция картины А. М. Васнецова «Родина» (1886). Иллюстрация: Репродукция картины И. И. Левитана «Закат над лесным озером» (1890-е гг.).

V. Итоговая беседа об изображении исторического прошлого России в художественных произведениях, об отношении учащихся к русской истории. Сопоставление мнений А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева о русской истории: по заданию 2. ЦОР: Текст: Цитаты из писем А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева об истории России.

Домашнее задание: Прочитать статью «Писатели о своем времени» и составить ее план. Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщение (презентацию) о творческой истории «Записок охотника» по материалам ЦОР (статье и иллюстративному материалу).

ЦОР: Учебная статья «История создания «Записок охотника» И. С. Тургенева». Иллюстрация: И. С. Тургенев. Фотография А. Деньера. Иллюстрация: К. Е. Маковский. Портрет И. С. Тургенева. (1871) Иллюстрация: Н. Д. Дмитриев-Оренбургский. И. С. Тургенев на охоте. (1879) Иллюстрация: Бежин луг. Фотография. Иллюстрация: Репродукция картины Я. П. Полонского «Главный дом усадьбы. Спасское» (1881). Иллюстрация: Спасское-Лутовиново. Аллея в парке. Фотогорафия. Иллюстрация: Спасское-Лутовиново. Любимый дуб И. С. Тургенева, посаженный им в детстве. Фотография. Иллюстрация: Спасс… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz