Учебная статья «О жизни и творчестве Эдварда Грига»

текст

 

А. Г. Кручинина. Портрет К. Г. Паустовского

иллюстрация

 

Фотография К. Г. Паустовского

иллюстрация

 

Э. Вереншлёлль. Портрет Э. Грига

иллюстрация

 

Фотография Э. Грига

иллюстрация

 

«Утро» из сюиты Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

аудиофрагмент

 

Урок 57. К. Г. Паустовский. «Исаак Левитан» (в сокращении)

В. Д. Поленов «Портрет Исаака Левитана»

иллюстрация

 

В. А. Серов. Портрет художника И. Левитана

иллюстрация

 

Репродукции картин И. Левитана

слайд-шоу

 

Тема 20. Языком поэзии

Урок 58. Языком поэзии. А. Блок «Я никогда не понимал…» К. Бальмонт «Грусть». К. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны…»

И. Пархоменко. Портрет А. Блока

иллюстрация

 

Фотография А. Блока

иллюстрация

 

Фотография А. Блока

иллюстрация

 

Учебная статья «Об Александре Блоке»

текст

 

В. Серов. Портрет К. Д. Бальмонта

иллюстрация

 

Фотография К. М. Фофанова

иллюстрация

 

И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»

иллюстрация

 

И. К. Айвазовский «Прощай, свободная стихия…»

иллюстрация

 

Тексты стихотворений «В небе тают облака…», «Есть в осени превоначальной…» Тютчева, «Скрип шагов…» Фета, «Пейзаж» Майкова

текст

 

Задание: определите размер стихотворения К. Д. Бальмонта «Грусть»

тренажер

 

Тема 21. Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Урок 59. Ж. Б. Мольер. О драматурге. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие первое

Ю. Иванов. Портрет Мольера

иллюстрация

 

Жан-Леон Жером. Лафонтен и Мольер

иллюстрация

 

Урок 60. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие второе. Действие третье (явления 1–3)

Cтудент немецкого университета XVIII в.

иллюстрация

 

Урок 61. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действия III (явления 4–21, в сокращении) и IV

Задание: определите, к кому обращены реплики Журдена

тренажер

 

Тема 22. И. А. Крылов «Урок дочкам»

Урок 62. И. А. Крылов. О писателе. «Урок дочкам» (отрывки). Явления второе, третье, четвертое, пятое, шестое

Н. И. Уткин. Портрет И. А. Крылова. С оригинала О. А. Кипренского

иллюстрация

 

Г. Г. Чернецов И. А. Крылов среди зрителей парада на Марсовом поле в 1831 году

иллюстрация

 

Г. Г. Чернецов. Пушкин, Крылов, Жуковский, Гнедич в Летнем саду

иллюстрация

 

К. А. Зеленцов «В комнатах: гостиная с колоннами на антресолях»

иллюстрация

 

Урок 63. «Урок дочкам» (отрывки)

Задание: кому из персонажей комедии И. А. Крылова «Урок дочкам» принадлежат следующие реплики?

тренажер

 

Тема 23. Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»

Урок 64. А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» (избранные главы)

Учебная статья «А. де Сент-Экзюпери. Из писем писателя и воспоминаний о нем»

текст

 

Фотография А. де Сент-Экзюпери в форме военного летчика

иллюстрация

 

Авария в Ливийской пустыне (1936 г.)

иллюстрация

 

Дружеский шарж на Экзюпери

иллюстрация

 

Фотография А. де Сент-Экзюпери в самолете

иллюстрация

 

А. де Сент-Экзюпери. Иллюстрация к сказке «Маленький принц»

иллюстрация

 

А. де Сент-Экзюпери. Иллюстрация к сказке «Маленький принц». Удав, проглотивший слона

иллюстрация

 

А. де Сент-Экзюпери. Иллюстрация к сказке «Маленький принц». Король

иллюстрация

 

Учебная статья «Как рождался замысел сказки «Маленький принц»»

текст

 

Урок 65. «Маленький принц» (избранные главы)

Иллюстрация Б. Куприянова к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

иллюстрация

 

А. де Сент-Экзюпери. Иллюстрация к сказке «Маленький принц». Планета, раздираемая баобабами

иллюстрация

 

А. де Сент-Экзюпери. Иллюстрация к сказке «Маленький принц». Принц и лис

иллюстрация

 

А. де Сент-Экзюпери. Иллюстрация к сказке «Маленький принц». Пустыня

аудиофрагмент

 

Задание: проверьте знание текста сказки «Маленький принц», ответив на вопросы теста

тест

 

Тема 24. Рэй Брэдбери. Рассказы

Урок 66. Р. Брэдбери. О писателе. «Каникулы». «Земляничное окошко»

Фотография Р. Брэдбери

иллюстрация

 

Иллюстрация к рассказу «Каникулы»

иллюстрация

 

Урок 67. Р. Брэдбери. «Земляничное окошко»

К. С. Малевич «Пейзаж с пятью домами»

иллюстрация

 

Тема 25. Урок повторения и обобщения

Урок 68. Итоговый урок. Обобщим изученное

А. Габаев «Вечность и мгновение»

иллюстрация

 

Задание: распределите названия произведений на карте жанров

тренажер

 

Задание: соотнесите определение теоретико-литературного понятия и соответствующий ему термин

тренажер

 

Задание: соотнесите определение теоретико-литературного понятия и соответствующий ему термин

тренажер

 

Задание: соотнесите определение теоретико-литературного понятия и соответствующий ему термин

тренажер

 

Задание: соотнесите определение теоретико-литературного понятия и соответствующий ему термин

тренажер

 


наверх

Типы объектов

Иллюстрации включают фотографии и портреты разных писателей и поэтов, а также иллюстрации художников к произведениям. Они могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах.

 

Рис. 1 Иллюстрация «Михаил Юрьевич Лермонтов»

 

Рис. 2 Иллюстрация «Николай Васильевич Гоголь»

 

Рис. 3 Иллюстрация И. Я. Билибина к «Песне про царя Ивана Васильевича…»


наверх

Видеофрагменты представляют собой учебный фильм. Использование в обучении литературы средств реализации наглядности, в частности видеофрагментов, даёт возможность более глубокого усвоения материала посредством полисенсорной активности обучаемого. Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение. В сочетании с компьютерными технологиями использование видеофрагментов выводят их на качественно новый уровень: возможность сделать паузу, копировать кадр, увеличивать фрагменты кадра, сопровождать его текстом, выносками, создавать собственные объекты на основе кадра – всё это с одной стоны облегчает работу с видеофрагментами, а с другой стороны, даёт возможность их разностороннего использования. Материалы видеосюжетов содержат различную информацию жизни и творчестве писателей и поэтов. Такой иллюстративный материал учащиеся хорошо запоминают и анализируют. Эти сюжеты можно вставлять в презентацию, подготовленную учителем для проведения урока, как на этапе объяснения учебного материала, так и при закреплении.

Рис. 4 Видеофрагмент учебного фильма «Биографии писателей» (А. Панченко рассказывает о Тургеневе)


наверх

Аудиофрагменты представляют собой записи эталлонного исполнения художественного произведения профессиональными дикторами.

Рис. 5 Э. Бабаев. О чем поведали гусляры


наверх

Тексты представляют собой биографии выдающихся писателей и поэтов, а также отрывки из их произведений. Они могут быть использованы как учителем, при подготовке или проведении урока, так и учениками для подготовки сообщений.

Внимание! Текстовые ЦОРы рекомендуется использовать для работы на индивидуальном компьютере. А так же следует учесть, что некорректно настроенный проектор и/или монитор может привести к недостаточной читабельности текста, особенно наклонных элементов букв.

 

Рис. 6 Писатели о книге и чтении


наверх

Интерактивное тестовое задание – подборка вопросов к определённому уроку, из которых может быть составлена тренажёрная или контрольная тестовая работа для обобщающих уроков с автоматической проверкой. Предлагаем перед изучением темы просмотреть все тестовые задания, чтобы по ходу изучения разобрать с учащимися имеющиеся задания. Интерактивные тестовые задания, особенно в начале работы с ними, целесообразнее разбирать со всем классом, демонстрируя через проектор и вызывая одного из учеников к компьютеру для выполнения таких заданий. При такой организации работы учащиеся смогут разобраться с разными типами заданий и с особенностями работы с тестовой системой. Если интерактивные тестовые задания используются для закрепления пройденного на уроке материала или для контроля знаний предыдущего урока, они могут выполняться как учениками за персональными компьютерами, так и одним из учащихся у доски, с демонстрацией задания на экран. Итоговые тестовые работы наиболее эффективно проводить в компьютерном классе. Если количество учащихся в классе, больше, чем количество имеющихся в наличии персональных компьютеров, спланировать работу необходимо таким образом, чтобы часть класса выполняла итоговые тестовые задания, а остальные школьники выполняли, например, работы в рабочих тетрадях.

Интерактивные тестовые задания содержат разные типы заданий: с выбором единственного правильного ответа, задания с выбором правильного ответа из списка вариантов.

Задания с выбором единственного правильного ответа. При выборе правильного ответа нужно щелкнуть мышью по тексту верного ответа. Для проверки результата нужно нажать кнопку «Проверить».

 

Рис. 7 Пример интерактивного тестового задания с выбором одного варианта ответов.


наверх

Задания с выбором правильного ответа из списка вариантов. Данные элементы способствуют развитию у учащихся рефлексивных навыков и навыков самооценки своих знаний. При работе с данными тренажёрами необходимо переместить информационные блоки в соотвествующие места экрана. Для проверки результата нужно нажать кнопку «Проверить». Если Вы хотите выполнить упражнение еще раз, нажмите кнопку «Сброс» и приступите к работе с тренажёром.

Внимание! Если иформационные блоки тренажёра содержат большое количество текста рекомендуется использовать данный ЦОР для работы на индивидуальном компьютере.

 

Рис. 8 Пример интерактивного тестового задания с выбором ответа из выпадающего списка


наверх

Слайд-шоу – подборка слайдов на заданную тему, где каждое изображение сопровождается пояснительным текстом. Управление просмотром слайд-шоу осуществляется правой скопкой мыши. Если нажать на неё в режиме просмотра, то на экране появится меню, с помощью которого можно остановить показ слайдов (Play/Pause), перейти к следующему (Next slide) либо предыдущему слайду (Previous slide), изменить уровень громкости звукового сопровождения (Volume) или убрать звук полностью (Mute), развернуть изображение на полный экран (Full screen), выйти из ЦОРа (Exit). Данные изображения могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах.

 

Рис. 9 Заставка к слайд-шоу «Царские покои в Большом Кремлевском дворц»

 

Рис. 10. Фрагмент слайд-шоу «Царские покои в Большом Кремлевском дворц»


наверх

Примеры уроков с использованием ЦОР

Урок 1. Пространство и время в литературе. Знакомство с программой предстоящего года

Задачи урока: Обозначить проблему пространства и времени в литературе, показать особенности их воссоздания в художественном произведении; познакомить учащихся с программой предстоящего учебного года, вызвать интерес к урокам литературы.

Его основное содержание: Материал учебника: статья «Пространство и время в литературе», оглавление; с. 3–4, 287–288.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение статьи «Пространство и время в литературе» (или рассказ учителя по материалам этой статьи) сопровождается беседой по вопросам:

– Какова роль воображения, фантазии писателя в художественной литературе вообще, в изображении пространства и времени в частности?

– Чем отличается изображение времени в художественном произведении (художественное время) от реального времени, в котором мы живем?

Учащиеся приводят примеры изображения пространства и времени в литературе.

II. Закрепление понятия об изображении пространства в художественном произведении при помощи интерактивного тренажера. ЦОР: Задание: распределите названия произведений в две колонки: «Место действия обозначено точно», «Место действия носит условный характер».

III. Обзор содержания учебника-хрестоматии по ее оглавлению. Учитель комментирует структуру учебной книги, ее разделы, называет имена писателей и произведения, которым будут посвящены уроки литературы в этом учебном году. Обзор сопровождается демонстрацией портретов писателей, иллюстраций к произведениям (учитель кратко комментирует иллюстративный материал).

ЦОР:

Автопортрет М. Ю. Лермонтова 1837–1838  гг.; иллюстрация И. Я. Билибина к «Песне про царя Ивана Васильевича…» – «Пир у Ивана Грозного».

Ф. А. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя (1841); иллюстрация Е. Кибрика к «Тарасу Бульбе» – «Смерть Тараса».

О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина; репродукция картины Ф. Симона «Полтавское сражение».

В. А. Серов. Портрет Н. С. Лескова (1895).

А. А. Харламов. Портрет И. С. Тургенева (1875); иллюстрация к рассказу «Бирюк» (из серии Е. М. Бем «Силуэты» к произведениям Тургенева).

Н. И. Крамской. Портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874).

Н. А. Ярошенко. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина; иллюстрация Н. Муратова к сказке «Как один мужик двух генералов прокормил».

А. П. Чехов. Фотография (1890-е годы); иллюстрация Кукрыниксов к рассказу «Хамелеон». Фотография Л. Н. Толстого (1849); иллюстрация А. Вестфалена к повести Л. Толстого «Детство».

Фотография М. Горького. Иллюстрация Б. Дехтерева к повести М. Горького «Детство».

Фотография А. де Сент-Экзюпери за штурвалом самолета. Рисунок А. де Сент-Экзюпери к сказке «Маленький принц».

Домашнее задание: Перечитать статью учебника на с. 3–4, составить ее план.


наверх

Урок 2. Роды и виды (жанры) литературы

Задачи урока: Активизировать знания учащихся о жанрах изученных произведений; показать значение родовидовой специфики произведений для их восприятия и понимания; систематизировать знания семиклассников о родах и жанрах литературных произведений.

Его основное содержание: Материал учебника: статья «Роды и виды (жанры) литературы» и задания к ней – с. 5–6.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка планов вступительной статьи, составленных дома.

II. Слово учителя о родах и жанрах литературы, необходимости их знания.

III. Комментированное чтение статьи о родах и видах литературы завершается обращением к таблице ЦОР.

Учащиеся переносят таблицу в тетрадь литературных терминов. Она будет дополняться по мере изучения произведений в 7 классе.

ЦОР: Таблица «Роды и виды (жанры) литературы».

IV. Викторина: учитель называет знакомое произведений, учащиеся определяют его род и жанр.

V. Закрепление знаний, полученных на уроке, с помощью интерактивных тренажеров.

ЦОР: Задание (а): нанесите названия произведений на карту жанров;

Задание (б): нанесите названия произведений на карту жанров;

Задание (в): нанесите названия произведений на карту жанров.

Задание: Распределите названия жанров произведений по колонкам, обозначающим роды литературы: эпос, лирика, драма, лироэпические произведения.

Домашнее задание: Читать статью о родах и жанрах литературы и проиллюстрировать своими примерами таблицу, составленную в классе.

Индивидуальное домашнее задание: 1. Подготовить сообщение о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова по материалу ЦОР. 2. Подготовить сообщение об истории создания «Песни про царя…» по материалу ЦОР.

ЦОР: Учебная статья «О жизни М. Ю. Лермонтова в ранний период творчества».

Учебная статья «История создания «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»».


наверх

Урок 3. М. Ю. Лермонтов. Перенесемся в XVI век. Строки истории. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Чтение I части

Задачи урока: Активизация знаний стихотворений М. Ю. Лермонтова, знакомых фактов его биографии, творческой истории произведений; обогащение этих знаний в связи с изучением «Песни про царя Ивана Васильевича»; формирование представления о произведениях на исторические темы, об исторической основе «Песни…»; чтение «Песни…».

Его основное содержание: Материал учебника: Статья «Перенесемся в XVI век». Статья о М. Ю. Лермонтове. Текст «Песни…» – с. 7–27.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Обращение к портретам поэта. Комментарий учителя. ЦОР: Худ. Горбунов. Портрет М. Ю. Лермонтова; худ. А. И. Клюндер. Портрет М. Ю. Лермонтова (1839); худ. П. Е. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в ментике (1837).

II. Беседа о том, что известно учащимся о жизни и творчестве Лермонтова (детство, интерес будущего поэта к народным преданиям, сказкам, былинам, рассказам участников войны 1812 года и т.д.). Учитель добавит несколько слов о впечатлениях маленького Миши от окружающей деревенской жизни («кулачные потехи»). Учащиеся называют известные им произведения поэта. Среди них выделяем «Бородино» – произведение на историческую тему, написанное в народном духе.

III. Проверка знаний о Лермонтове и его произведениях с помощью теста. ЦОР: Задание: проверьте свои знания по теме «Стихотворения М. Ю. Лермонтова», ответив на вопросы теста.

IV. Сообщение учащегося по вопросу домашнего задания (дополнение к знакомым фактам биографии Лермонтова). ЦОР: Учебная статья «О жизни М. Ю.

Лермонтова в ранний период творчества».

V. Чтение статьи о М. Ю. Лермонтове в хрестоматии, знакомство с творческой историей произведения, которое будет изучаться на предстоящих уроках. ЦОР: Учебная статья «История создания «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»».

VI. Чтение статьи «Перенесемся в XVI век» об эпохе Ивана Грозного сопровождается рассматриванием иллюстраций, просмотром слайд шоу и комментариями к ним.

ЦОР:

Репродукция картины В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897.

Скульптурное изображение головы Ивана Грозного (Реконструкция М. М. Герасимова).

Репродукция картины А. Васнецова «Москва XVI века (торговые ряды)».

Репродукция картины А. Васнецова «Соборная площадь. XVII век». 1903

Репродукция картины А. М. Васнецова «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века». 1913.

Слайд-шоу: Царские покои в Большом Кремлевском дворце.

VII. Учитель читает «Песню…».

Домашнее задание: Завершить чтение поэмы. Пересказывать страницы учебных статей, прочитанных в классе.

Индивидуальное домашнее задание: Сообщение по материалам ЦОР:

Учебная статья: Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича…»


наверх

Урок 4. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей

Задачи урока: Раскрытие биографической и исторической основ поэмы, ее проблематики; проверка знания событий и героев «Песни…»; привлечение внимания школьников к композиционным особенностям поэмы; анализ первой и второй главы.

Его основное содержание: Материал учебника: текст «Песни…», задания к ней (с. 12–28).

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

– Какие события жизни М. Ю. Лермонтова связаны с появлением поэмы?

– Почему «Песню…» называют произведением на историческую тему?

– Какие исторические факты необходимо иметь в виду, чтобы понять «Песню…»?

– Где происходят события «Песни…»? (осмысление композиции поэмы). Ответы на последний вопрос комментирует учитель.

II. Сообщение ученика по домашнему заданию об исторической основе поэмы: ЦОР: Учебная статья: Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича…»

III. Проверка и закрепление знания сюжета поэмы с помощью тренажера. ЦОР: Задание: Названия мест действия в поэме (цитаты) расположить в порядке развития сюжета.

IV. Содержание и конфликт поэмы обсуждаются на основе комментария титульного листа поэмы с использованием ЦОР: Иллюстрация. Титульный лист «Песни про царя…» худ. И. Билибин.

Учитель характеризует конфликт поэмы, кратко комментируя ее сюжет, поступки героев: это попытка отбросить нормы христианской морали или утвердить моральные нормы аморальным средством – убийством? Кто более прав в этом конфликте? Проблема разрешается в анализе поэмы по главам.

V. Создание эмоционального настроя на анализ поэмы с помощью аудиозаписи. Повествование передано гуслярам: прослушивается аудиозапись зачина в их исполнении. Внимание к ритму «Песни…».

ЦОР: Аудиозапись. О чем поведали гусляры. Фрагмент из «Песни про купца Калашникова…» исполняют В. Коровина и В. Дугин.

IV. Учащиеся по руководством учителя прослеживают, как поэт «оживляет» прошлое: задания 2, 3, 4 на с. 27–28.

V. Анализ первой и второй части поэмы по вопросам 5, 6, 7, 8 на с. 28. Используется слайд шоу. Иллюстрации. Аудиозапись. ЦОР: Слайд-шоу «Иллюстрации И. Билибина к I части поэмы» (1938).

Иллюстрация П. Коровина «Лавка купца Калашникова» и иллюстрация И. Билибина «Лавка купца Калашникова» (1938) – сопоставляются иллюстрации на одну тему.

Иллюстрация И. Билибина «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (1938).

Аудиозапись: «В лавке купца Калашникова». Читает П. Садовский.

VI. Итоговое слово учителя об эгоистичном чувстве Кирибеевича, оскорбленной чести Алены Дмитриевны, поступках Калашникова, продиктованных его чувством чести, устоями домостроя, любовью к жене.

Домашнее задание: Самостоятельный разбор третьей части по вопросам на с. 28.

Индивидуальные или групповые домашние задания:

а) задание 1 на с. 29 (сходство «Песни…» с былиной); частично используется ЦОР: Учебная статья «Анализ «Песни про купца Калашникова»» (близость поэмы к былинному эпосу);

б) задание 2 на с. 29–30 (сходство «Песни…» с народной песней о Стеньке Разине); частично используется ЦОР: Учебная статья «Анализ «Песни про купца Калашникова»» (стилистика поэмы и народной песни);

в) для любознательных на с. 30–31 (сопоставление «Песни…» с исторической песней о Мастрюке); частично используется ЦОР: Учебная статья «Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича…»» (историческая основа поэмы, характер Ивана Грозного, Кирибеевича и др.).


наверх

Урок 5. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Песня…» и устное народное творчество. Анализ III части

Задачи урока: Анализ III части. Поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. Мотивы поведения. Роль Ивана Грозного в этой части и поэме в целом. Близость «Песни…» к произведениям устного народного творчества. Наблюдение над особенностями языка поэмы.

Его основное содержание: Материал учебника: текст «Песни…», задания к III главе на с. 28–29.

Статья ««Песня про царя Ивана Васильевича…» и устное народное творчество». Задания на страницах 29–31.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Эмоциональный настрой уроку задает прослушивание аудиозаписи. ЦОР: Аудиофрагмент: Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. П. Мусоргсого «Хованщина» (1883) в исполнении оркестра Большого театра (1954).

II. Сопоставляется описание рассвета в «Песне» и соответствующая иллюстрация В. Семёнова из слайд-шоу. ЦОР Слайд-шоу: Иллюстрации В. Семенова к «Песне про царя Ивана Васильевича…»

III. Анализ III главы по вопросам и заданиям на с. 28–29. Рассматриваются и сопоставляются с текстом иллюстрации к сцене кулачного боя и его исходу. Вопросы: какие строки поэмы легли в основу иллюстраций? Что в характерах героев и отношении к ним рассказчика стремился передать каж… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz